16 апреля День освобождения Ялты
Специфика Ялты нашла свое отражение и в годы войны. Здесь не было боев в 1941 году при захвате Крыма фашистами, не было их и при освобождении полуострова в 1944 году, но город и его жители не стояли в стороне от общего хода событий в стране. Ялтинцы сражались с врагом на многих фронтах. Здесь сражались партизаны, действовало подполье.
В госпиталях, расположенных на побережье (их было более 20), лечились воины Красной Армии. Многие умерли от тяжелых ран. Поэтому и могил их осталось немало на этой земле...
В первые дни войны из жителей Ялты, Гурзуфа, Алупки, Кореиза, Гаспры, Мисхора, Симеиза были созданы два истребительных батальона численностью в 200 человек, на основе которых затем сформировали Ялтинский партизанский отряд и подготовили подполье для борьбы с врагом.
В сентябре 1941 года, когда передовые части 54-го корпуса 11-й армии вермахта подошли к Перекопу, началась эвакуация населения, госпиталей, культурных ценностей. В восточные районы страны вывезли и самую ценную часть богатейшей коллекции массандровских вин, представляющую национальное достояние.
Эвакуация проходила в исключительно сложных условиях — город, транспортные коммуникации бомбили фашисты. Причалы в порту были забиты ранеными — ждали последний транспорт. Он пришел 6 ноября, уже с ранеными на борту, из Севастополя. Забрав всех раненных воинов, на рассвете 7 ноября теплоход «Армения» в сопровождении двух крохотных сторожевиков вышел в море, взяв курс на Туапсе. На борту «Армении» (командир капитан-лейтенант В. Я. Плаушевский) находились госпиталя и около 3 тысяч крымчан. Сюда погрузили и архивы крымских военкоматов.
В Гурзуфе, на траверзе Аю-Дага, в 5 километрах от берега, несмотря на то, что на палубе был выложен красный крест, хорошо видимый с воздуха, фашистские стервятники сбросили на корабль бомбы. Теплоход в считанные минуты переломился пополам... Спаслись лишь 8 человек...
В парке санатория «Форос» ныне покоится прах Александра Степановича Терлецкого — начальника пограничной заставы. Более суток под его командованием подразделение пограничников, преградив путь врагу и дав возможность нашим войскам отойти на новые рубежи, обороняло перевал Байдарские ворота. Фашистам был нанесен ощутимый урон, но и пограничников осталось лишь шесть человек, которые влились затем в Балаклавский партизанский отряд. В одном из боев в феврале 1942 года, подорвавшись на мине, Терлецкий попал в руки фашистов. После жестоких пыток 25 марта 1942 года фашисты расстреляли отважного пограничника. Ныне его именем названа одна из улиц Фороса.
8 ноября 1941 года фашисты вторглись на Южный берег Крыма. Тяжело переживала Ялта период оккупации. Город опустел, казался вымершим. Население встретило незваных гостей с ненавистью. Да и они не очень заботились о снижении напряженности. Вскоре стены домов, заборы, афишные тумбы запестрели приказами: за невыполнение — расстрел, за укрывательство — расстрел, за недоносительство — расстрел. И расстреливали, вешали...
Здание санатория «Красный летчик» фашисты превратили в гестапо, где подвергали пыткам, избиению мирных людей. Установив в городе режим кровавого террора, 18 декабря 1941 года в урочище Магарач, на крутом утесе, обрывающемся к морю, фашисты расстреляли около двух тысяч евреев — стариков, женщин, детей. Позже на этом месте продолжались расстрелы. Ныне на месте массового расстрела у обочины шоссе Ялта-Нижний Магарач стоит обелиск.
Массовые казни мирного населения совершали гитлеровцы и в других местах. Но все эти зверства не могли сломить мужество патриотов. И, несмотря на то, что большая часть подготовленного подполья была уничтожена, в Ялте действовала комсомольско-молодежная подпольная группа, которую возглавляла ученица 9-го класса средней школы № 3 (ныне №7) Надежда Лисанова. По доносу предателя она была расстреляна 24 февраля 1942 года недалеко от Ялты, в урочище Селям.
Подпольно-патриотическая молодежная группа была создана в Алупке и Кореизе, в нее входили братья Александр и Владимир Говырины, их сестра Текстелина, Павел Асаулюк, Люся Кузерина и Лида Горемыкина. Они также были расстреляны фашистами.
В ответ на зверства оккупантов на борьбу с ними поднимались партизаны. Первый крупный бой ялтинских партизан с фашистами произошел 19 ноября 1941 года в районе Красного Камня. Здесь погибла группа партизан и руководивший ими В. М. Андреев.
13 декабря 1941 года в районе Ай-Петри в ожесточенном неравном бою, длившемся несколько часов, пали командир Ялтинского отряда Д. Г. Мошкарин, комиссар С. Н. Белобродский, начальник штаба Н. Н. Тамарлы и другие партизаны. После войны останки погибших перенесли в братские могилы и установили памятники на Красном Камне и вблизи Ай-Петринского меридиана.
В 1942 году Ялтинский партизанский отряд, в котором оставались 33 человека, перестал существовать как боевая единица и был объединен с Севастопольским. Но подполье в Ялте продолжало жить. Летом 1942 года бежавший из фашистского плена майор Красной Армии Андрей Игнатьевич Казанцев объединил небольшие подпольные группы в единую южнобережную подпольную организацию. Он организовал и подпольную типографию, выпускавшую газету «Крымская правда», которая распространялась в Крыму. Осенью 1943 года часть членов южнобережной подпольной организации во главе с А. И. Казанцевым ушла в лес и влилась в состав 4-й партизанской бригады Южного соединения, создав затем 10-й Ялтинский партизанский отряд. В составе 7-й бригады Южного соединения он участвовал в освобождении Ялты от фашистских захватчиков и спасении южнобережных дач и санаториев от уничтожения.
Войсками Отдельной Приморской армии (командующий генерал армии А. И. Еременко) Ялта была полностью освобождена к утру 16 апреля 1944 года. Удар частей был для врага настолько неожиданным и ошеломляющим, что он не успел уничтожить многое из того, что было задумано: взорвать и сжечь дворцы, здравницы, винзавод «Массандра» и другие здания, и в панике отступал к Севастополю.
Ялта лежала в руинах. «Всюду были развалины, черные провалы окон и витрин. На Набережной — заградительные стены и доты, встроенные в углы зданий», — писал ветеран 128-й гвардейской дивизии М. Ф. Усатенко.
Приказами Верховного Главнокомандующего от 16 апреля 1944 года войскам, освободившим Ялту и побережье, объявлялась благодарность; от 6 июня 1944 года — соединениям, наиболее отличившимся в освобождении города-курорта, спасении его ценностей и исторических памятников: 232-му гвардейскому горнострелковому полку (полковник Д. Б. Наджабов), 8-му армейскому инженерному батальону (майор В. И. Мальцев) и 896-му отдельному саперному батальону (майор В. В. Сергеев) присваивалось наименование «Ялтинских». К 25-летию освобождения Ялты от фашистских захватчиков Д. Б. Наджабов, В. И. Мальцев и В. В. Сергеев были удостоены звания «Почетный гражданин города Ялты». И в честь воинских частей, 16 апреля 1944 года освободивших Ялту, на здании горисполкома (Советская площадь, 1) установлена памятная мемориальная доска.
После освобождения Ялты в городе насчитывалось около 10 тысяч человек. Четыре тысячи человек фашисты расстреляли и замучили, 5700 угнали на каторгу в Германию. Были разрушены 20 санаториев, многие промышленные предприятия, гостиницы, жилые дома, морской вокзал, портовые сооружения и другие объекты, выведены из строя водопроводная сеть и канализация.
С первых же дней после освобождения трудящиеся города приступили к залечиванию ран, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками. Уже через месяц работали в Ялте небольшая электростанция, хлебозавод, порт, функционировали больницы, поликлиники. А в апреле 1944 года, с первых дней после освобождения Ялты, в уцелевших санаториях и других зданиях разместились эвакогоспитали, в которых лечились раненные воины Красной Армии. Летом 1944 года приняли на лечение фронтовиков и первые пять санаториев Ялты. В 1944-1945 годах на Южном берегу Крыма размещались 36 госпиталей, четыре — на Байдарах: там были развернуты хирургические полевые подвижные госпитали, принимавшие раненных воинов, штурмовавших Севастополь. После победы над фашистской Германией госпитали Южнобережья были расформированы, на их базах созданы санатории, в которых продолжали лечиться раненные воины Красной Армии.